Памятка для родителей и учащихся по вопросам безопасного использования Интернет-ресурсов
Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Однако технологии порождают и новые виды преступной деятельности.Владельцы банковских карт, чтобы не стать жертвой киберпреступлений, нуждаются в постоянном повышении уровня своей цифровой грамотности.Поговорим об основных видах киберпреступлений, связанных с хищением денежных средств: мошенничество, совершаемое через социальные сети; «фишинг»; «вишинг».
МОШЕННИЧЕСТВО ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Мошенничество в социальных сетях – очень частое явление, причем, существуют разнообразные его виды.
Как обманывают:
Получив несанкционированный доступ к аккаунту пользователя (методом подбора пароля, с использованием поддельных «фишинговых сайтов», вредоносного программного обеспечения), злоумышленник осуществляет рассылку друзьям сообщений мошеннического характера. Далее злоумышленник ждет отклика от ничего не подозревающих интернет-друзей, а получив его, убеждает под разными предлогами передать денежные средства или конфиденциальную информацию.
Некоторые примеры таких сообщений приведены ниже:
«Машенька, я нахожусь в России, у меня украли кошелек и телефон. Срочно нужны деньги на билет домой. Отправь мне на карт-счет (либо на мобильный номер телефона, кошелёк в электронных платежных системах QIWI, WebMoney или номер банковской платежной карты и т.д.) 5000 рублей (мошенник имеет ввиду российских, т.к. не знает, что в Беларуси указанная сумма столь существенна). Все верну по приезду.»;
«Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом отдашь мне. В долгу не останусь!»
Чтобы убедиться, что это действительно ваш знакомый, необходимо ему позвонить или во время переписки задать вопрос, на который мошенник гарантировано не будет знать верный ответ. После этого уже можно точно знать, кто именно просит деньги.
ФИШИНГ
«Фишинг» – один из методов мошенничества, который заключается в том, чтобы подделать страницу платежной системы и получить данные банковской карты владельца. Фишинговый сайт – это сайт или страница сайта точно копирующий настоящий. Чаще всего подделывают платежные системы и почтовые сервисы (Белпочта, Европочта, СДЭК). Поддельные страницы часто присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения предоплаты за товар и оформления доставки. В данном случае фишинговые страницы содержат сведения о продаваемом товаре и абсолютно повторяют фирменный стиль и сервисы (такие как онлайн-консультант) того сайта, который копируют. Назначением является получение от продавца путем введения в ячейки всех данных банковской карты, включая полный номер и трехзначный код с обратной стороны карты. Эти конфиденциальные данные, которые заполучает создатель страницы, дают возможность перевести все деньги с карты владельца. Отличием фишингового сайта является то, что ссылка на него направляется лично в мессенджере, а интернет-адрес в названии похож на настоящий, но имеет незаметное отличие в одной букве или цифре. Примеры фишинговых страниц: belpochta.by, bellpost.by,belpocht.by, belpost.be, europocha.be,kufar.cc, bel-bank.online.by и подобные.
ВИШИНГ
«Вишинг» – один из методов мошенничества, который заключается в том, что злоумышленники, подменяя реальный номер телефона на номер телефона банка,и выдавая себя за сотрудника банка или правоохранительных органов под предлогом отмены операции (отмены онлайн-кредита, возврата случайно списанной суммы или разоблачения недобросовестного сотрудника банка) выманивают у держателей платежных карт конфиденциальную информацию – номер, срок действия, трехзначный код на обороте – или побуждают к установке программного обеспечения (удаленного доступа) для действий с интернет- или м-банкингом.
К примеру: случай произошел в Новополоцке. Местная жительница в ходе телефонной беседы с якобы сотрудником банка передала ему секретные сведения о реквизитах карты, своем идентификационном номере паспорта и коды из смс-сообщений от банка для подтверждения операций. В итоге женщина лишилась более 30 тысяч долларов.
Или еще один: после телефонного общения с якобы сотрудником банка женщина потеряла более 20 тысяч долларов. Мужчина, используя мессенджер Viber, в ходе разговора представился сотрудником банка и указал, что прямо сейчас с ее карт-счета осуществляется попытка списания денежных средств и для отмены несанкционированной операции необходимо установить на мобильное устройство или компьютер дополнительное программное обеспечение, а также передать коды из смс-сообщений от банка. Установленная женщиной программа предоставила мошеннику удаленный доступ к компьютеру, где с помощью кодов из смс он вошел в интернет-банкинг и перевел все деньги на свой счет.
Также, мошенники могут перечислить небольшую сумму денег на вашу карту и позже попросить вернуть деньги на указанные реквизиты. Целью такого обмана является пополнение именно вами какого-то определенного счета, например, как подтверждение готовности оплаты вами за дорогостоящие вещи, взятые мошенником в кредит. В таком случае необходимо обратиться в банк с заявлением о незаконно зачисленной сумме.
Еще одним из предлогов для совершения преступления может быть сообщение о том, что недобросовестный сотрудник банка разгласил ваши личные данные, вследствие чего несколько банков одновременно оформили заявки на открытие кредитной линии. Для аннулирования этих кредитов необходимо обратиться в банки с заявлением на кредит, а полученные деньги нужно будет перевести на указанный специально созданный счет (злоумышленнику) для закрытия случайно оформленного кредита, чтобы не портить кредитную историю.
Такое преступление случилось в начале 2021 года. Молодая девушка из Витебска, мама двоих детей, после разговора с сотрудницей банка оформила на себя кредиты на потребительские нужды в трех банках города почти на 16 тысяч рублей, а полученные средства перевела мошенникам.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ
Никому ни под каким предлогом не передавать номер банковской платежной карты, срок действия, трёхзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, коды для подтверждения операций из смс-сообщений от банка.
Использовать услугу «3D Secure» и лимиты на максимальные суммы онлайн-операций (нужно подключить в настройках банкинга или в банке).
Для онлайн-покупок оформить отдельную карту (в том числе виртуальную) и не держать на ней большие суммы.
Быть осмотрительными, совершая покупки в Интернете – использовать только проверенные и официальные сайты, внимательно проверять адрес сайта.
«Как не стать жертвой при осуществлении финансовых операций в сети Интернет»
Что сегодня может быть проще, чем купить в интернете понравившийся товар? Совершить такую покупку может даже ребенок или пользователь, не вполне уверенно владеющий навыками работы с персональным компьютером. Этот процесс обусловлен тем, что большинство людей сегодня все чаще испытывает дефицит свободного времени и тратить его на походы по магазинам, особенно в поисках обычных товаров, стало для многих недоступной роскошью. Кроме этого, купить или продать товар в сети Интернет стало очень просто благодаря огромному числу торговых площадок, которые делают этот процесс максимально быстрым и удобным, предоставляя возможность оплаты с использованием банковских платежных карт и доставки товара в любой уголок мира.
Наиболее распространены способы совершения преступлений
1. «Предоплата» (обман продавца)
Суть данного способа заключается в том, что злоумышленник выступает в роли покупателя. На одной из интернет-площадок с объявлениями он находит продавца и копирует его контактные данные. После чего ищет его в мессенджерах (социальных сетях), представляясь покупателем. В ходе переписки, злоумышленник сообщает, что товар ему понравился и он хочет его приобрести в связи с чем уже якобы совершил предоплату (зачастую высылается скриншот электронного карт-чека о перечислении средств). Для того, чтобы получить данные средства продавцу высылают ссылку на поддельную страницу (она выглядит как один из разделов официального сайта интернет-площадки или банковского учреждения), где продавцу нужно ввести номер своей карты, имя держателя, срок действия, CVV-код указанный на оборотной стороне карты (информацию, содержащуюся в СМС-сообщении, поступившем из банка, для подтверждения получения предоплаты). После получения конфиденциальных сведений, злоумышленник совершает хищение средств.
2. «Доставка» (обман покупателя)
Злоумышленник размещает объявление на интернет-площадке о продаже товара по крайне выгодной цене. После того, как потенциальный покупатель начинает вести переписку во внутреннем чате площадки, злоумышленник под различными предлогами убеждает его продолжить общение в мессенджере или социальной сети. Во время общения мошенник уговаривает покупателя внести предоплату или оформить доставку, и чтобы развеять сомнения покупателя, сообщает о якобы новой услуге удержания (холдирования) средств, которая появилась на торговой площадке, т.е., если доставка не произойдет, то торговая площадка автоматически вернет средства на карту. При этом покупателю высылается ссылка на поддельную страницу, которая имитирует официальную страницу торговой площадки или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты (далее осуществляются действия по схеме обмана продавца).
3. Использование социальных сетей
Осуществив несанкционированный доступ к персональным аккаунтам пользователя сети Интернет, злоумышленник рассылает всем виртуальным «друзьям» потерпевшего просьбу под различными предлогами сообщить реквизиты банковской платежной карты. Это может быть ее фото или просто номер, срок действия и иные реквизиты, при этом, хоть в большинстве своем школьники банковских карт не имеют, но желая помочь «другу» очень часто используют карты своих родственников и друзей. Порой преступники просят просто номер мобильного телефона и либо пытаются похитить со счета телефона деньги или наоборот используют его как промежуточное звено, направляя на этот счет чужие деньги, переводя их затем дальше, чтобы запутать свои следы (практически во всех случаях хищения денежных средств со счетов мобильных телефонов потерпевшие еще сообщали преступнику персональные коды, приходящие в виде смс-сообщений на телефон).
4. Звонок от «представителя» банка с просьбой срочно предоставить необходимую информацию
Преступники от имени сотрудников банка сообщают, что необходимо осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит или производит подозрительную оплату. Для маскировки преступники используют функцию «подмены номера», как следствие у потерпевшего на экране мобильного телефона может отображаться совершенно любой абонентский номер телефона, заданный злоумышленником. Это могут быть номера банковских учреждений или иных абонентов, которые на самом деле никому звонки не осуществляют, а сам звонок по своим внешним признакам ничем не будет подозрительным. Получив необходимую информацию о реквизитах карты, преступники осуществляют хищение.
Для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети Интернет следует:
– вести общение с покупателями (продавцами) только во внутреннем чате торговой площадки (зачастую торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы);
– ведя общение с пользователем стоит перейти к его профилю и обратить внимание на дату создания (если он создан несколько дней назад, то это должно вызвать дополнительную настороженность);
– очень внимательно относится к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком (смс-код, логин или пароль от интернет-банкинга). Самый надежный способ уберечь свои средства – это никому не сообщать реквизиты своей карты;
– уточнить у собеседника номер телефона если он не указан в объявлении, а потом позвоните на этот номер, чтобы убедиться, что он реален и принадлежит именно пользователю, с которым вы совершаете сделку (очень часто злоумышленники используют номера телефонов, взятые в аренду на непродолжительное время и физического доступа к нему, не имеют);
– использовать отдельную банковскую карту для осуществления покупок в сети Интернет, на которой не хранятся денежные средства и на которую не поступает регулярный доход в виде заработной платы, стипендии или пенсии;
– избегать перехода по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки якобы для получения предоплаты или оформления доставки;
– если Вы все же перешли по подобной ссылке и видите уведомление о том, что в системе имеется денежный перевод и для его получения необходимо ввести данные банковской платежной карты, ни при каких обстоятельствах не вводите запрашиваемые сведения, так как это прямой путь к утрате собственных средств;
– если Вы все же ввели данные своей банковской карты на поддельном ресурсе или сообщили их постороннему лицу, необходимо в срочном порядке произвести блокировку карты, позвонив в банк либо самостоятельно в интернет-банкинге;
– если Вам поступил звонок из «банка» ни при каких обстоятельствах, никому и никогда не сообщайте информацию о себе или своей банковской платежной карте. Если Вам будет звонить настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум номер Вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в телефонном режиме;
– уточните с кем именно Вы общаетесь, после чего положите трубку и перезвоните на номер телефона, который отображался у Вас на экране (в этом случае Вы свяжитесь именно с тем абонентом, которому принадлежит указанный номер, а не со злоумышленниками, которые его использовали с целью скрыть свой настоящий номер) и уточните суть возникшей проблемы;
– если же на Вас оказывается психологическое давление угрозами, что через несколько секунд Вы понесете финансовые потери, кто-то оформит на Вас кредит или что если Вы не сообщите требуемую информацию, то карту вообще заблокируют, не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести Вас в состояние неуверенности и страха потерять сбережения.